Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование является отдельным видом образования наряду с основным и дополнительным образованием. При этом определено, что специальное образование осуществляется на двух уровнях получения основного образования – дошкольном и общем среднем.
Организация специального образования (ссылка)
Пункт коррекционно-педагогической помощи – это одна из форм организации коррекционно-педагогической помощи детям. Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании , «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 №131 с изменения и дополнениями, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 октября 2012 г. № 121», методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012.
Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы общего-среднего образования.
Задачами пункта являются:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи
В состав ПКПП зачисляются учащиеся с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дискалькулия – это специфическая неспособность к обучению математике. У детей с дискалькулией могуть возникнать трудности понимания понятий, связанных с числами, или использованием символов или функций, необходимых в математике.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Минского района: п. Ратомка, ул. Заславская 8а,
Телефон: 8 029 8269530 директор Кисляк Павел Владимирович
Запись на ПМПК тел.8 017 5022368
Электронная почта: ckroir-roo@minsk.edu.by
Сайт государственного учреждения образования
«Центр коррекционно- развивающего обучения и реабилитации Минского района» (ссылка)
Для прохождения ПМПК необходимы следующие документы:
- медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
- направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
- психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей учащегося. По результатам обследования на руки законных представителей выдаётся заключение.
Приём детей на пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, и на основании следующих документов:
- заявления законного представителя обучающегося;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи
Комплектование групп пункта осуществляется в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.
Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека.
Обследование и распределение по группам проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам обследования учащихся.
Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
Продолжительность занятий:
групповых – 30-45 минут;
подгрупповых – 25-35 минут;
индивидуальных – 15 – 40 минут.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от вида нарушения речи и этапа коррекции.
За более подробной информацией вы можете обратиться к учителям-дефектологам Гуриной А.Ю., Ерошко О.Ф., Новиковой Е.Г.
Информация для выпускников и их родителей
Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования
№ п/п
|
Название учебного заведения
|
Категория поступающих
(характер нарушения)
|
Уровень образования поступающих
|
Наименование учебной специальности, единичной квалификации
|
-
|
УО «Борисовский государственный строительный профессиональный лицей»
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»
|
-
|
УО «Вилейский государственный колледж»
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;
«технология швейного производства: швея»
|
-
|
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«технология швейного производства: швея»;
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
-
|
УО «Копыльский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение.
|
«технология швейного производства: швея»;
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур";
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
-
|
УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»
|
-
|
«Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур";
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
-
|
ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей"
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»;
«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
|
-
|
УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"
|
|
УО «Молодечненский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
|
УО «Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
Рассматривается возможность организации обучения на уровне профессионально-технического образования в УО «Борисовский государственный колледж» по специальности «слесарь механосборочных работ»
и в УО «Молодечненский государственный колледж» по специальности «машинист расфасовочно-упаковочных машин (хлебопекарное производство)».