Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Преемственность дошкольного и I ступени общего среднего образования

Организация преемственности

                  дошкольного и I ступени общего среднего образования

Нормативное правовое обеспечение деятельности по организации преемственности

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612 

Образовательный стандарт «Дошкольное образование»

Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі для ўстаноў дашкольнай адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Особенности организации образовательного процесса на І ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Изобразительное искусство“»

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Музыка“»

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета „Физическая культура и здоровье“ 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2021/2022 учебном году»

Учебные программы по учебным предметам

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе.

Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Направления реализации преемственности:

  1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

  • установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
  • взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;
  • совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
  • совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
  • семинары-практикумы;
  • взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
  • изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

  • организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
  • организация экскурсий по школе;
  • комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
  • проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
  • совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;

посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

  • открытые занятия;
  • консультации воспитателей, учителей начальных классов;
  • привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

ССЫЛКИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

https://iqsha.ru/  - развивающие игры и упражнения для всестороннего развития детей любого дошкольного возраста.
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej - развивающие игры на игровом сайте для детей познакомит с цветами радуги, формами предметов, научит собирать пазлы, разовьют логическое мышление и творческие способности.
http://игрыдлядетей24.рф/smeshariki - Для детей мультики и развивающие игры с забавными круглыми зверюшками. Дети вместе со Смешариками вместе будут учиться писать, читать и рисовать.
http://www.teremoc.ru/index.php - ребята смогут учиться читать и считать, играя в детские игры, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы.

РАСКРАСКИ:
http://www.raskraska.ru - здесь можно скачать множество раскрасок, потом распечатать их и дать ребенку.
http://playroom.chat.ru/rask.htm - коллекция раскрасок.
http://www.dltk-kids.com/coloring.htm -  раскраски  по мультикам. 
http://www.dltk-kids.com - много раскрасок из раздела "животные" 
http://www.karapuz.com/shop/default.asp?/shop/free.asp - раскраски от "Карапуза".
http://www.kidsrcrafty.com/coloring_pages.htm - раскраски.
http://www.kidsrcrafty.com/dot-to-dot.htm - "соединялки" - надо соединить точки.
http://homeschool.crossdaily.com/activities/dtd.php - "соединялки" - "от точки к точке".
http://www.kidprintables.com/puzzles/dottodot/ - "соединялки".
http://www.2coolbaby.com/Printables.htm - "соединялки" и лабиринты.
http://www.kidsrcrafty.com/mazes.htm - лабиринты.


ПЕСЕНКИ, СТИХИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ:
http://www.solnet.ee/sol/001/s_000.html - стихи на различные темы.
http://www.solnet.ee/sol/002/z_000.html - загадки.
http://www.otkrovenie.de/kind/zagadki/index.htm - загадки на разные темы.
http://playroom.chat.ru/framesong.htm - тексты песенок.
http://lel.khv.ru/poems/poems.phtml - песни и стихи на всевозможные темы.
http://www.detplo.narod.ru/stishki.html - стихи.
http://childrecords.narod.ru - детские сказки в mp3 - формате.
http://1001skazka.com - песни, стихи, сказки (в том числе и аудио).
http://www.skazochki.narod.ru/skazki/menu.html - много детских сказок, красивое оформление с иллюстрациями. 
http://www.skazochki.narod.ru/sound/menu.html - звуковые сказочки - это сказки в формате Real Audio для самых маленьких детей. Сказки для тех, кто еще не умеет читать. 
http://www.unn.ru/folklore/fmirdet.htm - колыбельные, потешки.
http://www.babyroom.narod.ru/babyst.html - стихи для детей.
http://sibmama.info/index.php?p=stih - стихи для детей.
http://www.otkrovenie.de/kind/zagadki/index.htm - загадки на разные темы.
http://www.solnet.ee/sol/002/z_000.html - загадки.
http://www.solnet.ee/sol/001/s_000.html - стихи по темам.


ПОДЕЛКИ:
http://bj.canon.co.jp/english/3D-papercraft/toy/index09.html - зоопарк на пальчиках.
http://bj.canon.co.jp/english/3D-papercraft/building/index.html - модельки известных строений из бумаги.
http://sveta-andreeva.narod.ru/bumaga.html - поделки из бумаги.
http://www.vostal.narod.ru/index.htm - оригами.
http://www.parfenov.org/books/modelmagik/ - лепим из пластилина.
http://isoldochka.kp.vgg.ru/trud/index.html - здесь: "технология папье-маше", "из лоскутов", "домик на колесах", "аппликации на бумаге и пластилине". 
http://tmn.fio.ru/works/38x/311/bumaga.htm - поделки.
http://tmn.fio.ru/works/38x/311/dip4.htm - игрушки своими руками.


ПЛАН  работы по реализации принципа преемственности между учреждением дошкольного образования и I ступенью общего среднего образования на 2021/2022 учебный год


МЕРОПРИЯТИЯ

Важным мероприятием в сфере преемственности дошкольного и начального образования является экскурсия будущих первоклассников в школу. Эти посещения приоткрывают перед старшими дошкольниками дверь в их скорое будущее, закладывают основы успешной адаптации в новом «втором доме». 13 мая 2023г. воспитанники старшей группы вместе с воспитателями побывали в нашей школе. будущие первоклассники посидели за настоящей партой, писали мелом на настоящей доске, побывали в школьном музее, библиотеке. А учащиеся, посещающие занятия эстетической направленности, подготовили театрализованное представление "Мир музыки". Такие мероприятия. как отметили воспитатели, закладывают основы успешной адаптации к новому, школьному периоду в жизни. 


Посещение школьной библиотеки воспитанниками старшей группы 

 

 

Почти ученик! (посещение воспитанниками старшей группы учебных занятий в первых классах, 2020/2021 уч.г.)

 

 

Занятия в школе развития "Подготовка к обучению в школе" 

 

 

 

 

Посещение  воспитанниками старшей группы ГУО "Самохваловичский ясли-сад" библиотеки и фольклорно-этнографическая выставочной экспозиции "Беларуская хатка" в ГУО "Самохваловичская средняя школа"

 



Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но нре должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Готовы ли Вы к школе?

Готовность ребёнка к школе

Консультация психолога:  

Развитие внимания у ребёнка старшего дошкольного возраста

Развитие мышления у ребёнка старшего дошкольного возраста

Развитие памяти у ребёнка старшего дошкольного возраста

Консультация дефектолога:  

На что обратить внимание до поступления в школу?

Речь дошкольника

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс (читать)

Разделы сайта